Китайская традиционная мебель. Шкаф китайский традиционный


Традиционная китайская мебель и китайский интерьер

Главная страница » Китай » Философия и культура Китая » Традиционная китайская мебель и интерьер: функциональность и роскошь

Во время своих поездок в Китай я не могла обойти стороной китайскую мебель, как старинную, так и современную, выполненную в национальном стиле. Китайский интерьер классических домов чрезвычайно выразителен. В этом посте я расскажу об особенностях китайского интерьера и покажу фотографии китайской мебели как из музеев, так и с рынков.

♦ По теме: Традиционный китайский дом сыхэюань: славное прошлое и туманное будущее

Интерьеры и мебель в классических китайских домах и дворцах

Конечно, лучшие образцы мебели и интерьеров представлены во дворцах и домах знати. В отличие от других стран Азии, среди китайской мебели вы найдете высокую постель, столы, стулья, шкафы. Обращает на себя внимание изысканность отделки, внимание к деталям. Мебель изготавливалась из бамбука, древесины темных пород.

Большое пространство вытянутой комнаты часто делилось занавесями или деревянными ажурными конструкциями на 3 части: центральную и две боковых. Стены в комнатах могли быть окрашены в светлые цвета, оклеены обоями или обиты деревянными панелями с изысканной резьбой.

Интерьер павильона в Горном саду. Парк Дагуань, Пекин

Один из павильонов в парке Чжуншань, Пекин

Обязательным условием было соблюдение принципа симметрии и наличие парных предметов, например, стол с двумя стульями по бокам — это символизировало любовь, благополучие, счастье. В комнатах часто устраивали уголок, где висели картины. Под ними обычно ставили стол или комод и пару стульев.

Уголок с картинами. Парк Дагуань, Пекин

Стол с двумя стульями, вазы с цветами, картины, причудливой формы древесина. Парк Дагуань, Пекин

Картины и стол с орхидеями. Один из павильонов в парке Чжуншань, Пекин

В китайском интерьере большое внимание уделялось оформлению окон, которые являлись украшением комнаты. Окна были украшены частыми перегородками с замысловатыми деталями. Занавески вешали редко, иногда — те, что закрывали нижнюю часть окна. Отапливалось помещение специальными печками-жаровнями, которые при необходимости ставились посреди комнаты или там, где требовалось.

Стол с цветами. Парк Дагуань, Пекин

Спальни в китайских домах занимали самую дальнюю часть помещения, куда не допускались посторонние. Кровати в богатых домах часто представляли собой своеобразную комнату в комнате — имели собственные стены, потолок, которые украшала тонкая резьба, рисунки, шелковые ткани. Кровати могли быть как прямоугольные, так и круглые.

Интерьер китайский спальни. Парк Дагуань, Пекин

Спальня. Парк Дагуань, Пекин

Спальня. Парк Дагуань, Пекин

В кабинете обязательно присутствовал большой стол, на котором стояли «четыре сокровища кабинета» 文房四宝 вэнь фан сы бао — бумага, тушечница, тушь и кисти.

Кабинет. Парк Дагуань, Пекин

Кабинет. Парк Дагуань, Пекин

Широкие диваны-лежаки с маленьким чайным столиком на низких ножках также были частым предметом мебели в китайских домах.

Жилая комната. Парк Дагуань, Пекин

Традиционная китайская мебель встречается как громоздкая, так и очень легкая, ажурная.

Легкая мебель. Парк Дагуань, Пекин

Шкафы-стеллажи могли быть как очень простыми, так и с тонкой отделкой, которая превращала их в настоящее произведение искусства. Они могли ставиться и около стены, и около окна. На полках обычно ставили вазы, чайные сервизы и другие предметы, украшающие интерьер.

Шкаф-стеллаж

Шкаф-стеллаж с вазами

Чайный столик со стульями часто делался очень нарядным. Столешница и сидения могли быть выполнены из камня, создавая причудливый рисунок.

Стол со стульями. Парк Дагуань, Пекин

Каждый уголок комнаты был маленьким произведением искусства.

Комната с цветами. Парк Дагуань, Пекин

Цветы сливы в вазе. Парк Дагуань, Пекин

Парадные залы, где принимали посетителей, должны были, в первую очередь, показать богатство и знатность хозяина. Активно использовалась резьба по дереву, окна украшали тонкой изящной обрешеткой. Мебель здесь расставлена симметрично, используется парные предметы, что символизирует любовь, достаток и благополучие. Вокруг много других символов счастья.

Интерьер парадного зала. Дворец князя Гуна, Пекин

Потолок украшают цветные панели и лампы с подвесками. На полу — ковер.

Интерьер зала в резиденции князя Гуна. Пекин

Подробнее об упоминаемых дворцах и парках:

⇒ Парк Дагуаньюань — мир романа «Сон в Красном тереме»

⇒ Дворец князя Гуна — Гунванфу: роскошная резиденция в центре Пекина

⇒ Парк Чжуншань — музей Сунь Ятсена, Алтарь Земли и Злаков, выставка цветов

Традиционная китайская мебель в художественных салонах и на антикварных рынках

На антикварных рынках и в художественных салонах можно найти немало интересных образцов китайской мебели в классическом стиле. Цены на такую мебель, как правило, высокие. Здесь можно увидеть как старинные предметы мебели, так и современные, сделанные под старину. Можно найти и авторские работы современных дизайнеров.

Красная лакированная мебель на рынке Паньцзяюань, Пекин

Мебельный салон на рынке Паньцзяюань

Изделия из дерева: стулья, вешалки, круглые полки. Рынок Паньцзяюань, Пекин

Стулья. Рынок Паньцзяюань, Пекин

Китайская мебель в традиционном стиле. Рынок Паньцзяюань, Пекин

Китайская мебель в традиционном стиле. Рынок Паньцзяюань, Пекин

Мебель для чайной церемонии. Рынок Паньцзяюань, Пекин

Современная китайская мебель. Рынок Паньцзяюань, Пекин

Китайская мебель в традиционном стиле. Рынок Паньцзяюань, Пекин

Магазин, торгующий мебелью. Рынок Паньцзяюань, Пекин

Столы. Рынок Паньцзяюань, Пекин

Кресла, сундуки и другие предметы мебели. Рынок Паньцзяюань, Пекин

Постель в классическом китайском стиле. Международный рынок обмена коллекциями, Пекин

Шкаф в традиционном китайском стиле. Международный рынок обмена коллекциями, Пекин

Стулья и столы. Международный рынок обмена коллекциями, Пекин

Резная мебель. Международный рынок обмена коллекциями, Пекин

Кушетка, стол и стулья. Международный рынок обмена коллекциями, Пекин

Резная мебель. Международный рынок обмена коллекциями, Пекин

Стулья. Выставка мебели в парке Чжуншань, Пекин

Стулья и стол. Выставка мебели в парке Чжуншань, Пекин

Рынки Пекина, где можно купить мебель:

© "Путешествия с Марией Анашиной", 2009-2018. Копирование и перепечатка любых материалов и фотографий с сайта anashina.com в электронных публикациях и печатных изданиях запрещены Если мой сайт оказался вам полезным, вы можете поблагодарить меня, купив туристические услуги по моим рекомендациям и ссылкам. Эти сервисы опробованы мною лично. Вы ничего не переплачиваете. Подписывайтесь на обновления сайта: Telegram ВКонтакте Facebook Instagram Twitter RSS Поделитесь этой статьей в социальных сетях:

Статьи по этой теме

anashina.com

Китайская традиционная мебель | BARONUS

Что такое китайская традиционная мебель и чем же она отличается от другой мебели?

Китайскую традиционную мебель отличают простые китайские формы, сложившиеся к окончанию IX века, и остававшиеся неизменными вплоть до конца XIX столетия. Отличается традиционная китайская мебель и богатым разнообразием декора. Китайская традиционная мебель спокойно вписывается в интерьеры самой различной направленности: от современного минимализма до исторических реплик в стиле барокко и рококо.

Барокко — это характеристика европейской культуры XVII—XVIII веков, центром которой была Италия.

Рококо (от фр. rocaille — дробленый камень, декоративная раковина, ракушка, рокайль, реже рококо) — стиль в искусстве, в основном в дизайне интерьеров, возникший во Франции в первой половине XVIII века как развитие стиля барокко.

В начале ХХ века в Китае появилось и много новых предметов мебели, но в основе их лежали уже привычные китайские традиционные мебельные формы, которые могли уменьшаться или увеличиваться в габаритах, а также сочетаться между собой. Также появились новые приемы декорирования, которые, не вытесняли прежние. Поэтому соединение в одном помещении старой мебели с более новыми образцами характерно для интерьерной традиции Китая.

Традиционная китайская мебель — многофункциональная, имеет строгие пропорции, но вместе с тем с и плавные линии, что характерны для иероглифов. В основном китайская традиционная мебель сделана из массива деревьев твердых пород, отполирована, покрашена или лакирована.

Главный принцип китайской меблировки, как и в современном мире — минимализм. Никаких лишних предметов, помещение должно дышать вместе с мебелью. А чтобы ощутить ток жизни, достаточно присесть на любой стул, больше напоминающий миниатюрный трон. Потом со стула в традиционном китайском стиле долго не захочется вставать. У традиционной китайской мебели помимо пульсирующей энергетики много других особенностей: все детали так плотно подогнаны друг к другу, что дополнительный крепеж отсутствует. Парадные изделия инкрустированы несколькими породами деревьев, перламутром, медью, фарфором, эмалью, украшены рельефной резьбой с национальным орнаментом.

Кроме своей невероятной привлекательности, традиционная китайская мебель необычайно крепка и может прослужить не одну сотню лет, при должном обращении и уходе.

Традиционная китайская мебель — это не просто мебель, а произведение искусства из самой благородной и долговечной древесины. goasiagroup.ru

Традиционная китайская мебель делается из очень твердых пород древесины. К примеру из палисандра. Палисандр прочнее дуба почти в два раза. Плотность палисандра настолько велика, что диван из него весит почти 150 килограмм.

Отметим ряд особенностей изготовления настоящей традиционной китайской мебели:

  • Используются только ценные породы дерева.

  • Для соединения деталей мебели в Китае пользуются сложной системой пазов. Редко применяются деревянные гвозди. Клей используется так же редко.

  • Все поверхности китайской традиционной мебели обработаны.

  • В мебели из дорогой древесины деталь делается из монолитного куска дерева, причем орнаментальная часть не накладная, а режется в этом же куске.

  • Мебель из дорогих пород древесины не подкрашивается, а только обрабатывается воском, иногда наносится тонкий слой прозрачного лака. С XVIII века стали использовать так называемый коромандельский лак: на слой гипса, служащего грунтом, наносился черный лак, в котором гравировался рисунок, раскрашиваемый затем матовыми красками. В цветном лаковом покрытии может насчитываться от трех до восемнадцати слоев.

  • Согласно канонам, спинки диванов на 70% резные.

  • Цвет в Китае символичен. Черный цвет символизирует "инь" (женское начало), землю, воду, север, четные числа. Красный — "янь" (мужское начало), небо, огонь, юг и нечетные числа.

Очень удобны в быту традиционные китайские шкафы (гуй). Для хранения различных предметов в Древнем Китае широко использовались и так называемые гуйчу — что-то среднее между комодом — чу и шкафом — гуй, имевшие помимо ящиков, как у комода, отделения с дверцами, как у шкафа. Покупая традиционные китайские шкафы Вы получаете многофункциональные предметы мебели для любой комнаты, будь то спальня, гостиная или кабинет.

Может вас заинтересует это на сайте BARONUS.RU:

baronus.ru

Китайская традиционная мебель | Моя дорогая мебель

История развития мебельного дела в Китае: 

За свою многотысячелетнюю историю китайский народ изобрел огромное количество видов мебели, разработал оригинальные технические решения для её производства и уникальные по сложности художественные приёмы её оформления. Китай стал единственной азиатской цивилизацией, очень быстро отказавшейся от сидения на полу и перешедшей к использованию мебели сложных форм.

Четыре тысячи лет назад основным предметом обихода была соломенная циновка, на которой сидели, ели и спали.

Три тысячи лет назад глобальное похолодание привело к появлению утолщенных циновок, ширм, кроватей и столиков на коротких ножках. Разумеется, они были привилегией знати. Для хранения использовались невысокие сундуки, лари и первые примитивные ящики-шкафы. Китайцы заимствовали мебельные и строительные традиции индусов и северных кочевников, кардинально перерабатывая их и доводя конструкцию до уровня, намного превосходящего первоначальный.

Для изготовления мебели использовалась не только мягкая и твердая древесина отечественных и импортных деревьев, но и бамбук, камыш, ротанг, кокос, солома, корни деревьев, кап, тростник, металл, керамика, лак и камень. Мебельные петли изготавливались из сплава меди, никеля и цинка, иногда с добавлением серебра. Петлям придавали растительные и геометрические формы. Декоративные накладки крепились заподлицо проволокой из этого же сплава.

К началу нашей эры подобной мебелью обставлялись не только дома знати, но и дома людей с достатком. Мебель покрывали лаком, украшали резьбой и инкрустацией.

К десятому веку дальнейшее резкое похолодание климата и проникновение в страну буддизма заставило китайцев полностью отказаться от сидения на полу и привело к появлению богато украшенных живописью и маркетри кресел, столов и стульев на высоких ножках, а также теплых лежаков и кроватей с пологом. Вслед за изменением высоты мебели стали выше декоративные ширмы, которые расписывали горными и морскими пейзажами. Количество видов мебели в X веке приблизилось к современному. Мебели в помещении было много и каждый предмет имел своё постоянное место в соответствии с правилами фен-шуй. В эту эпоху мебель проникает в быт жителей деревень, разрабатывается мебель для детей и школьников. Волнистые изгибы спинок кресел X — XIV века напоминают стиль европейского модерна.

В XV — XIX веках Китай начинает экспортировать из соседних стран Юго-Восточной Азии древесину ценных пород, которая ценилась за твердость и невосприимчивость к влажности. В моду входит аскетическая простота жизни, поэтому мебельные формы также отличаются строгостью, гармоничностью и техническим совершенством. Декоративность считается вульгарной, ценится природная текстура древесины и её свойства, влияющие на дух и здоровье людей. Комфорт, который дарит мебель, во все времена ценился китайцами превыше всего. Мебель, созданная выдающимися мастерами той эпохи, практически сразу стала объектом коллекционирования.

В течение XVIII века правящие круги Китая потребовали возврата к традиционному стилю китайской древности. Мебель стала более грубой, прямоугольной и массивной, её поверхность целиком покрывалась перламутром или резными символами богатства и долголетия. Борьба с этими веяниями была безуспешной, поскольку богатые китайцы с энтузиазмом начали заказывать помпезную мебель в «старокитайском стиле». В XX веке развитие мебельного дела остановилось. Во времена «культурной революции» было уничтожено огромное количество мебели музейной ценности, а традиции изготовления такой мебели были практически утрачены.

 

Виды китайской традиционной мебели: 

 

КУШЕТКА

Китайские кушетки не имеют мягкой обивки. Это широкие (до 1 метра) и длинные (до 2 метров) ложа на четырех ножках, часто складные, с плетеным или деревянным сидением.

 

ДИВАН

Отличается от кушетки наличием спинки и подлокотников. На диван клались плоские жесткие подстилки, валики, подставки и подушки.

Традиционные жесткие китайские матрасы по своим ортопедическим свойствам соответствуют современным требованиям. Самые древние диваны вместо ножек имели платформу. Использовались для приёма гостей, для сидения, лежания и как спальное место. На диванах сидели с ногами.

 

 

КРОВАТЬ С ПОЛОГОМОтличается от дивана наличием балдахина из плотного хлопка (зимой) или сетчатой вуали (летом). Днем такая кровать использовалась как диван.

На кровать клались перины, подушки и подголовники из фарфора или бамбука. Перед кроватью ставился столик, кресло, табурет или скамеечка для ног. Иногда столик ставился прямо на кровать.

 

КРЕСЛО

Китайское кресло позволяет сидеть так, чтобы ступни не касались холодного пола. Ноги полагалось ставить либо на скамеечку для ног, либо на выступающую нижнюю перекладину.

Спинки изогнуты в соответствии с естественным изгибом позвоночника, а высота подлокотников учитывает естественное положение тела. Кресла с сидениями, выложенными из тонких плит мрамора или камня, дарили приятную прохладу в жаркое время года. Зимой использовались шкуры животных и тканевые драпировки, крепившиеся к раме завязками. Китайцы разработали множество видов кресел для различных видов деятельности: кабинетные, комнатные, тронные, для медитации, для официальных приёмов, кресла-шезлонги, складные кресла. Каждое из них имело мужскую, женскую и детскую версию.

 

СТУЛ

Стулья считались не таким престижным предметом мебели, как кресла, но ввиду своей легкости и мобильности нашли широкое применение в быту. Спинки китайских стульев бывают прямыми или эргономичными, прямоугольными и овальными. Большой популярностью у всех слоёв населения пользовались складные стулья, например, стул на две-три персоны, который брали с собой в театр.

 

ТАБУРЕТ

Табуреты были распространены в Китае с седьмого века. Табуреты изготавливались сериями по четыре и более штук, иногда в комплекте шел стол. Виды табуретов: квадратный с проножкой, круглый, складной, придверная скамья, бочкообразный табурет в виде барабана, табуреты в форме цветов и фруктов.

 

СТОЛ

Выделяют три большие группы традиционных китайских столов:

1) очень высокие столы с длинной и узкой прямоугольной столешницей (иногда концы столешницы загнуты вверх).

 

У этих столов нет аналогов в европейской традиции. Такие столы использовались для размещения на них различных предметов декора и праздничных блюд, а также как рабочее место каллиграфов, которые работали стоя. Храмовые столы этой конструкции размещали перед алтарями, устанавливая на них курильницы, а в домах — перед домашними алтарями.

 

2) большие квадратные столы, используемые как обеденные. Их высота в среднем на 10 см выше европейского стандарта.

К таким столам обычно приставлялись табуреты и одно кресло для почетного гостя. В храме такой квадратный стол стоял сразу за столом с курильницами, на нём располагалась жертвенная пища. К этой группе относятся также столы для возлияний, рабочие столы чиновников, столы для музыкальных инструментов, полукруглые и круглые столики, а также туалетные столики с выдвижными ящиками.

Скатертями китайцы не пользовались. Столешницы кабинетных столов застилали бумагой. Однако в храмах, в залах администрации и на пирах фасады столов затягивались тканью, привязанной к ножкам.

3) небольшие узкоспециализированные столы: чайные, для музыкальных инструментов, для каллиграфии, для еды, для жертвоприношений, для курильниц, столики-подставки для цветов. Цветочные столики экспортировались в Европу и спровоцировали моду на подставки в XIX веке.

ШКАФ

Традиционные китайские шкафы, как правило, создавались комплектами: два, четыре, шесть и более экземпляров. Их оснащали разнообразными замками и запорами. За распашными дверцами скрывались две-три полки и два выдвижных ящика.

 

Кабинетные шкафы как правило, парные. Они часто имели открытую полку в верхней части, где хозяин дома располагал свою коллекцию антиквариата и предметов искусства. В каждом доме был дорогой двухъярусный платяной шкаф высотой более двух метров, в верхней части хранились мужские церемониальные шапки, в средней части на полках держали одежду, в ящиках — аксессуары, а в нижней части шкафа находился тайник с семейными ценностями. Шкафы располагались либо на женской половине, либо в гостиной.

 

КОМОД

Китайский комод использовался в храмах и на женской половине дома, выполняя функции витрины и хранилища. Под выдвижными ящиками комода располагалось потайное отделение. В ящиках хранились ценные вещи, приберегаемые для особых случаев. Одной из разновидностей комода является переносной шкафчик для лекарств со множеством ящичков, оснащенный ручками для переноски.

СУНДУК

В Китае существовало множество видов сундуков. В сундуках, сделанных из дерева камфары, отпугивающего насекомых, хранилась одежда. Стандартный сундук был прямоугольным, лишенным украшений, дорогие экземпляры покрывали лаком и расписывали. Существовали сундуки для льда и сундуки для хранения регалий.

 

ПОЛКА

Китайские системы полок поражают удобством, изяществом и современной эргономичностью. Как правило, полки делались парными — это позволяло соблюсти симметричность конструкции при внешне асимметричном расположении полок. Иногда полки дополнялись выдвижными ящиками и дверцами. Размер полок и ячеек строго соответствовал определенной вещи. Для книг китайцы предпочитали использовать простые по форме этажерки, для хранения безделушек и ценных предметов старины использовались стеллажи с невысокими бортиками по периметру. Существовали также этажерки для цветов.

 

УМЫВАЛЬНИК

Оригинальная декоративная деревянная конструкция из нескольких опор, образующих круг, в центр которого устанавливался таз с водой. К опорам примыкала высокая ажурная рама для полотенец.

 

ШИРМА

Китайцы использовали мобильные перегородки с незапамятных времен. С увеличением высоты мебели увеличивалась и высота ширм, достигнув двух метров. Каркасы ширм обтягивали шелком или бумагой, расписывали красками, украшали вышивкой, инкрустацией перламутром и камнями, лаком и резьбой.

Росписью ширм занимались величайшие художники. Износившуюся живописную вставку просто заменяли новой, поэтому до наших дней они не дошли.

 

Особенности китайской традиционной мебели:

  • отсутствие крупных деталей, возможность полностью разобрать и снова собрать предмет мебели
  • идеальная подогнанность деталей друг к другу
  • минимум шиповых конструкций
  • отсутствие гвоздей
  • отказ от использования клея
  • подвижность соединений
  • ножки в форме лошадиного копыта, жезла, когтей дракона или облака
  • использование массива дерева, фанеровка — только для дешевой мебели
  • резьба вручную по массиву, токарный станок — для слабаков
  • полировка воском, без тонирования, иногда применяли тонкий слой прозрачного лака
  • смысловая насыщенность предметов мебели (изображение облаков на кровати как символ плодородия)
  • цветовой символизм
  • невозможность точной датировки
  • использование контрастных фактур: резьба и полировка, дерево и металл, прямые углы и изгибы
  • соответствие принципам фен-шуй
  • общая симметрия конструкции и почти обязательная парность предметов мебели
  • стремление к имитации (имитация бамбука посредством использования дерева, лака, металла, камня)
  • уникальные ортопедические свойства

 

(по материалам книги В.Г. Белозёровой «Мебель и интерьеры Китая»)

dorogaya-mebel.ru